При поддержке:

Екатерина Щербакова

"Молодое поколение: творят воспоминания, сохраняют традиции". В рамках проекта "Арт-Старт Пресс - 2020".

 

Суровость провинциальных русских городов, борьба двух сил в душе человека, вера в лучшее – все это в той или иной степени проявилось на выставке конкурса «Арт-Старт» в Доме журналиста на Невском проспекте, 70. Написанные с глубоким чувством понимания мира, эти картины способны вызывать личные воспоминания - будто ведром ледяной воды вас окатит прошлое, глубоко затаившееся в уголках вашего же сознания.

В русской культуре есть особая черта, которую мы можем видеть ежедневно, но никогда не придаем ей особого значения. Необычайно остро ее можно ощутить в осенние туманные дни, ранним утром, когда толком еще не рассвело, а напротив вашего окна в серой панельке на балконе стоит поседевший мужчина средних лет и думает о чем-то своем. И вот он вроде здесь в пять или шесть утра, на окраине Петербурга, а вроде его здесь вовсе и нет. Размышления поглотили его, он в глубине своего сознания. Такая склонность к бытовой философии, анализу своей жизни, воспоминаниям, окрашенная печалью суровой зимы или сумрачной осени, возможно, заложена во многих жителях России, как некий код, отсылающий к страшным, тяжелым временам пережитого XX века. Этим настроением выставка «Арт-Старт» пропиталась насквозь, практически каждая работа обращает зрителя не вглубь картины, а вглубь самого себя, в собственные раздумья, уносит его в прошлое. Большинство произведений хоть и созданы на основе личных переживаний художников, но напрямую затрагивают переживания зрителей.

Приглашение к прошлому – именно так можно охарактеризовать одну из тенденций, проявившихся на этой ежегодной выставке. К собственным воспоминаниям обращается китайская художница Кан Фэйя – ее графическая работа, выполненная соусом на бумаге, называется «Бабушка». Лицо, подчеркнутое глубиной фона и черными элементами одежды, заставляет зрителя задуматься, какой была жизнь этой женщины. У нее легкая улыбка, но брови изломлены глубокими морщинами. Мы видим не просто лицо пожилого человека, мы будто чувствуем прикосновение теплых морщинистых ладоней к нашим рукам – напоминание о жарких летних днях, проведенных с бабушкой в далеком детстве.

Образ из прошлого возникает и в «Портрете отца» кисти Алины Кирюхиной. Ей удалось изобразить воспоминания всех детей, родившихся в русской провинции, где почти каждый отдаленный населенный пункт имел «военный городок». Холодный зимний лес, пожухлая трава, несколько ветхих домишек и мужчина, вероятно после тяжелого трудового дня, не боясь леденящего холода, жадно пьет воду из жестяного ведра – картина, знакомая многим из детства.

Натюрморт «Немые свидетели» Ивана Журавлева представляет собой простую композицию, освещенную прямым лучом света, вырывающим предметы из темноты остального пространства. Спокойная гамма разбавляется красным лоскутом ткани, висящим на стене позади скульптуры, изображающей голову Христа в терновом венце. Красный цвет напоминает зрителям о жертве, принесенной Христом ради человечества. Остальные предметы – свидетели, окружающие нас повсюду и молча несущие в себе тайны времени.

Про воспоминания и работа Марии Шарухи «Таня», выполненная в технике ручного ткачества. Это история о семье, дружбе и единении душ, напоминание о детстве, когда любимый человек был всегда рядом.

Ощущение погружения вглубь себя преследует зрителя практически в каждой из работ. Художники транслируют сразу несколько идей через основную тему воспоминаний. Борьба человека с самим собой на протяжении всего жизненного пути, поиск своей дороги часто становятся главными мотивами молодых живописцев.

К этому обращается Илья Хохрин в произведении «Идущая». Тонкая и изящная героиня движется к зрителю, преодолевая силу ветра: «Идущая в будущее, от темного к светлому. От темного – к светлому», – так автор прокомментировал свою работу.

Еще одна работа, посвященная светлому началу, хоть и косвенно, но все же связана с религиозными мотивами. Картина авторства Евгения Ячного написана в светлом колорите. Изображения на ней выполнены силуэтно и скорей напоминают тени на стене. Название полотна «Вербное воскресенье» через образ будущей матери знаменует предвкушение появления на свет новой жизни, как и сам праздник в православной культуре символизирует будущее воскрешение Иисуса Христа.

Внутреннему диалогу, столкновению двух начал посвящено полотно Ивана Покидышева «Лера». На первый взгляд кажется, что художник запечатлел девушку на иконе в виде святой, но она находится за пределами иконы, ее ноги стоят на каменном полу, тем самым пространство картины расширяется и разделяется на реальный мир и мир картины. На задний план художник поместил фрагмент иконы «Битва новгородцев с суздальцами». Девушка расположена между двух воюющих сторон, противостояние которых символизирует состояние ее души, а икона «Богоматерь Знамение» в руках – знак победы светлого, божественного начала, ведь икона уже однажды помогла спастись невинным. Работа написана в красных тонах, что также может символизировать жертвенность, кровь Христа, намекая на неизбежность утрат при столкновении двух противоположных начал.

В картине «Диалог» Ильи Крейдуна мы видим, как художнику удалось выразительно передать двойственность и многогранность человеческой личности, а особенно момент перепутья, точку отсчета, в которой оказывается каждый из нас.

Обращаясь к историческим событиям, литературным произведениям, молодые художники пытаются  раскрыть их по-другому, делая акцент, прежде всего, на духовной стороне человеческой личности.

[КН2] К историческому прошлому обращается художник Цзян И в произведении «Мао Цзэдун выезжает в инспекционную поездку». Сочетание величественной природы в технике китайской традиционной живописи и динамичных событий переднего плана в стиле соцреализма, сталкивает на полотне современный Китай, нуждающийся в изменениях, и древнюю традицию, оставившую мощный отпечаток в культуре этой страны.

Тема исторического прошлого раскрывается и в произведении художника Дуна Баоцзе - эскизе дипломной работы «Мастерская древней каменной китайской скульптуры». Автор рассказывает о тяжелом труде скульпторов прошлого, помогая зрителям взглянуть на древнее искусство с новой точки зрения[КН3] .

Литература по-прежнему вдохновляет художников. На выставке представлены работы Талгата Досманова «И дольше века длится день…» - по одноименному роману Ч. Айтматова и Чермена Гугкаева «Поверженный» - по мотивам автобиографической прозы И. Бунина «Жизнь Арсеньева». Последнее полотно символично передает последние мгновения жизни и неизбежность ухода в вечность.

Настоящая выставка не обходится без пейзажей: на ней можно увидеть и  классические пейзажи  русской природы (такова работа Владислава Мирошникова «Осень»), и  символические сюжеты («Даль» Станислава Мирошникова).

Не только загадочным названием «**» привлекает внимание работа Алексея Алехина. Автор смело совмещает индустриальные объекты и дикую природу, наполняя холст мягким мерцающим колоритом, состоящим из множества градаций цветов, как на полотнах импрессионистов.

Стоит отметить несколько общих тенденций, читающихся на выставке. Авторы в своих работах, хоть и не всегда напрямую, обращались к религии: стоит вспомнить работы И. Покидышева «Лера», «Немые свидетели» И. Журавлева, «Вербное воскресенье» Е. Ячного, «Воскресение» Евгении Давлетшиной, «И дольше века длится день…» Т. Досманова. Очевидна склонность мастеров к символизму, в том числе в картинах «Даль» С. Мирошникова, «Поверженный» Ч. Гугкаева, «Оковы страха» С. Секирина. Художники рассматривают мир через призму аллегорий, особое внимание заостряя на духовной составляющей человека, его пережитом прошлом и ожидаемом будущем. Многие работы с выставки выполнены в едином  колористическом ключе, с использованием серой и красной палитры («Портрет отца» А. Кирюхиной, «Красный сон» Е. Ячного, «Лера» И.Покидышева, «Сумерки на Дворцовой площади» И. Овсянникова, «Немые свидетели» И. Журавлева и др.). Восточные мотивы прослеживаются не только в произведениях китайских мастеров, но и у других художников: примером может являться полотно Антонины Володченко «Утро в китайской деревне». Работы представлены в различных техниках: чаще встречались выполненные маслом на холсте, но можно было увидеть графику, ручное ткачество и даже коллаж.

Автор данного обзора не ставил перед собой цель описать все произведения, представленные на выставке: так в данный текст не вошли проекты в области монументальной живописи и инсталляции, поскольку они заслуживают отдельного внимания и подробного изучения.

И последнее. Несмотря на различия художественных средств, используемых авторами, разнообразие сюжетов и жанров экспонируемых произведений, все работы объединяет стремление художников раскрыть тайны духовной сущности человека. Поэтому каждая работа для зрителя может стать зеркалом, которое раскроет ему загадки его личного восприятия мира.

Смерть искусству предрекали еще в начале XX столетия. До сих пор можно столкнуться с мнением, что истинное искусство осталось далеко в прошлом. Но что есть истинное искусство? Точного ответа на этот вопрос нет.  А пока можно сказать с уверенностью, что отобранные для выставки «Арт-Старт» произведения являются тем самым искусством. И в очередной раз подтверждают, что искусство будет жить вечно.