При поддержке:

Елизавета Шикуля

"Старт диалога". Эссе о работах художника Ильи Крейдуна в рамках проекта "Арт-Старт Пресс - 2020".

 

Открытое пространство.

Отсутствие времени.

В этой точке
 начинается диалог.

Беседа с собой – самая сложная, запутанная, многогранная, ускользающая. Вокруг неё безбрежными полями расстилается современный мир, бурлящий неоновыми вывесками, рекламными баннерами, фоновым шумом из информации, которая никогда не была и не будет полезной, несмотря на то, что все вокруг убеждают в обратном. Есть выбор: остаться в потоке ежедневных новостей или уйти из него внутрь себя. Есть выбор: принять решение или отсрочить его. Выбор есть всегда – так говорят. И его условия мы формируем сами, ровно с этой секунды превращаясь из единоличного я в многоликое мы. Главной бессознательной задачей становится попытка собрать свои грани в нечто уверенное, согласное либо на вариант «А», либо на вариант «Б», под предлогом сохранения своей целостности. Однако любые компромиссы – с собой, с жизнью, с другим человеком – суть не более, чем невозможность принять двойственное в качестве единого. В условиях, где ни один вариант не откликается полностью, однозначный выбор в пользу какой-то из сторон – себя, другого человека, обстоятельств – не решает вопрос, а лишь создаёт дополнительную трещину, вновь отдаляя себя от себя. Отражаясь, отскакивая от собственных размышлений в их диаметральной противоположности, человек всё сильнее погружается в этот конфликт. Зацикленная дихотомия. Душная тесная клетка, сотканная из чужих голосов и бесконечных противоречий. Нужно всего лишь начать диалог. Как?

 

ИЛЬЯ КРЕЙДУН. ДИАЛОГ, 2016.

Художник Илья Крейдун, создав картину «Диалог», сравнил свою героиню с «вечно самовоспроизводящимся элементом в пространстве без времени» – третьей стихией, Землей, соединяющей воду и небо. Места, в которых одна гладь сливается с другой, зачастую имеют еле различимую линию горизонта, визуально не рассекающую стихии надвое, а лишь примерно намекающую, где происходит их слияние. Так особенно очевидным становится отсутствие связующей детали с отчётливыми контурами, резкими или же плавными линиями силуэта. Человек сходен с землёй. Его внутренний мир сходен с водой, небом и незримым горизонтом меж ними.

И каждый раз, когда выбор раскалывает всё внутреннее, появляется ложь. Дальше приходит ощутимая или неосознанная боль. Грусть. Тоска. Меланхолия. Кто-то из этих томных дам обязательно проникает в уголки сознания, сначала постепенно и незаметно, затем ярко и неотвратимо заполняя небо своей серостью, заставляя воду колебаться беспокойной рябью. В определённый момент это состояние обретает столь невыносимый характер, что его уже невозможно игнорировать. Стоит на секунду замедлиться, прикрыть глаза и обратить внимание внутрь себя – и оно обрушивается, как лавина.

Так начинается одновременно разъединяющее и собирающее путешествие по калейдоскопу всевозможных ощущений. Это можно сравнить с цепочной каруселью без осязаемого крепления в небольшом парке аттракционов, её раскручивает на максимальной скорости, и кажется, будто вот-вот вылетишь, хочется спрыгнуть, хочется остановиться, перед глазами всё смешивается в единое цветовое пятно. Но посреди всего хаоса вдруг возникает ощущение свободы и лёгкости, и именно оно рождает тёплое счастье в груди, смешанное с желанием прокатиться ещё раз. Только в нём больше нет необходимости, ибо именно после всех этих головокружительных приключений, именно здесь – начинается диалог. Остается шагнуть чуть дальше, отрешившись от многогранности болевого спектра, что сковывает изнутри. Фатум неотвратим: ты придёшь к себе, какой бы долгой, изнуряющей и опасной ни казалась эта дорога.

 

ИЛЬЯ КРЕЙДУН. ФАТУМ, 2018.

Еще одна работа Ильи, инсталляция «Фатум», была заявлена на конкурс «Арт-Старт – 2020». В прошлом году эта работа представлялась в рамках проекта St. Petersburg Design Week на выставке «Искусство света». Работа по смыслу приближена к экспонируемому «Диалогу». Горгона на этой работе – не чудовище, а жертва богов, вынужденная стать угрожающим олицетворением предопределенного. Здесь изображение Медузы Горгоны перекликается с иконографией Богоматери Оранта. Образ Медузы – отражение внутреннего конфликта, напоминание о невозможности выйти за рамки себя. Она созерцает и проживает предначертанную судьбу, парализованная её неизбежностью. Нет никакой разницы между дорогой к беседе с собой сквозь тернии, взращённые самостоятельно, или же сквозь преграды, привнесенные извне; и то, и другое одинаково невыносимо и кажется совершенно непреодолимым. Выход из ловушки замкнутого зеркального пространства таится в разрешении внутреннего диалога, принятии себя и своего места, его обретении как изнутри, так и во всём окружающем.

Беседа с собой – самая честная, открытая, глубокая, цельная, уединенная. На рандеву со своим отражением не нужно делать вид, что ты смирился. Ты не обязан держать себя в руках, быть спокойным и размеренным. Ты имеешь право просто быть. Цельность заключается в том, чтобы принять лишь одно – сразу весь спектр своих чувств. Нет никакой необходимости делать вид, будто тебе доставляют удовольствие те, кто сделал больно, повлиял на планы и ожидания, поиздевался или использовал в своих целях. Не нужно говорить себе, что ты прощаешь всех только потому, что в чьих-то представлениях так должен вести себя уравновешенный человек. Внутри есть вся боль, всё счастье, вся усталость, вся радость, вся грусть, всё удовольствие, вся несправедливость, всё вдохновение этого мира. Позволь себе быть собой в любых проявлениях и с этой секунды…

И с этой секунды

всё

становится

легче.

Выдохни. Ты можешь рассказать о своих печалях, поведать о своей боли. Ты можешь получить поддержку. Пойдём смотреть на такую прекрасную воду и такое чистое небо, собирать яркие оранжевые закаты в ладошки, пускать воздушных змеев по безбрежной глади нового дня, танцевать в бескрайних золотых песках, играть в салочки, любоваться этой прекрасной зимой, весной, летом и осенью. Побежали, я покажу, как красиво разбиваются волны о скалы, как снег покровами ложится на бескрайние горные просторы, как туманная дымка поднимается над лесом в раннее утро, как тоска постепенно превращается в светлую печаль, а боль становится морской солью. Здесь ты можешь не бояться. Собери осколки разбитых зеркал и, если хочешь, оставь их себе на память. Видишь, солнце отражается в каждом уголке цветных стёклышек? Это значит, я теперь всегда и во всём буду с тобой.

Это значит, ты знаешь, где себя искать.

Это значит, мы можем поговорить.

Лисбет