17 июня 2021
Илья Крейдун, художник, номинант премии «Арт-Старт-2020» о технологиях и смыслах.
‒ Илья, когда вы начали рисовать и в какой момент поняли, что это увлечение может перерасти в профессию?
‒ В 6 лет я написал свою первую картину маслом. Это была копчёная рыба. На тот момент мне очень нравилось сочетание формы, текстуры и запаха этого «арт-объекта», а также возможность заполучить эту рыбку ‒ для священного долга рисования, ну, и для применения по назначению (улыбается).
Семья оказала большое влияние на мой выбор, ведь мои родители ‒ художники, закончившие Академию художеств им. И.Е. Репина.
‒ А какой ВУЗ и по какой специальности закончили вы? Как вспоминаете годы студенчества?
‒ Я тоже закончил Академию художеств, монументальное отделение живописи под руководством А. Быстрова.
Запомнились потрясающие художественные практики, особенно в Алупке, на даче Куинджи, где у Академии ‒ резиденция. Также я работал в мастерской друга-архитектора, расположенной у корабельной бухты в Балаклаве, над старой советской столовой. Там в моем распоряжении была вся крыша и целый этаж.
В те времена я научился аккумулировать вокруг себя людей, которые умеют и работать и отдыхать. До сих пор сочетание этих качеств в одном человеке считаю важнейшим.
‒ Когда и от кого вы узнали про «Арт-Старт» и почему решили принять участие?
‒ Конкурс мне посоветовала куратор из МИСПа, где на тот момент я принимал участие в выставке «Зеркала и Зазеркалье».
‒ Какую работу и в какой технике вы представили на конкурс и почему решили выбрать именно ее?
‒ Простой вопрос, который для меня оказался сложным. Выбирал работу, исходя из того, что сможет экспонироваться в Доме журналиста ‒ маленькую и компактную, без дополнительных условий к экспонированию, но отражающую общую направленность моих поисков. Это и коллаж, и темперная живопись с включением графики.
Сейчас я занимаюсь в основном работой с флуоресцентными пигментами и объемной живописью на нескольких слоях оргстекла ‒ такие вещи предъявляют высокие требования к экспонированию.
‒ О чем было ваше творческое высказывание?
‒ Сама работа была, скорее, плодом прокрастинации, чем целенаправленным высказыванием. Удачной «побочкой», с помощью которой я хотел отвлечься от важных на тот момент задач, но в нее при этом получилось вложить душу.
«Диалог» ‒ так называется эта работа ‒ максимально точно отражает мое глубинное состояние на момент ее создания. Она стала символом моего внутреннего диалога. В этой работе мне удалось найти гармонию в цвете и тоне. Это один из тех редких случаев, когда я остался доволен результатом.
‒ Ваша работа попала в шорт-лист премии и экспонировалась на итоговой выставке конкурса в Доме журналистов. Это каким-либо образом помогло вам приблизиться к вашей мечте? Кстати, что это за мечта?
‒ Никогда не известно что кроется за поворотом, у всего бывают последствия. Посмотрим. А мечта… Стараюсь быть с этим осторожнее: думать в общих чертах и абстрагироваться от деталей. Мечты сбываются. Всегда. Мечтайте аккуратнее!
‒ Какие смыслы или темы для вас наиболее актуальны сейчас?
‒ Работа с ультрафиолетовым спектром в живописи, графике.
Изучение техники объемной живописи и создание световых инсталляций.
‒ Каким образом вы развиваете себя как художника в настоящее время?
‒ Участвую в выставках, ведь важно «видеть себя на стене», среди других авторов. Порой это единственный способ адекватно дать себе оценку.
Стараюсь толкать себя в сложные проекты, где нужно что-то придумывать, желательно новое, чего еще не было или хотя бы не было личного опыта. Мне кажется, что подобные практики помогают художественному росту.
‒ Над чем сейчас работаете?
‒ В мае-июне:
1. Делаю мозаику для крупнейшего мозаичного собора на Балканах;
2. Создаем с другом преподавательский центр с выставочным центром («КультПроспект»);
3. Работаю над ультрафиолетовой серией работ;
4. Делаю инсталляцию для «Сада сновидений» в Люмьер-Холле.
И, возможно, совсем скоро в одном знаковом для города месте появится мой мурал.
‒ Где еще можно познакомиться с вашим творчеством?
‒ В Инстаграм @ilyakrey.
‒ Для вас важно быть частью какого-либо художественного сообщества? Если да, то какого, и почему для вас это важно?
‒ Относительно важно. В любом случае твой творческий рост должен продолжаться, ты должен расти ‒ в первую очередь, над собой. Но если вокруг тебя находятся единомышленники, сам шанс этого роста увеличивается, а путь к нему ‒ упрощается. Я состоял в арт-группировке «Ромб» до заморозки этого проекта.
‒ У вас есть миссия или какая-то глобальная цель в вашем творчестве?
‒ Больше всего хотел бы создавать такие произведения, которые по силе воздействия на зрителя и самого себя были бы близки к музыкальным произведениям. Чтобы они западали в память, к ним хотелось бы возвращаться и заряжаться от них энергией.
Блиц-опрос:
‒ Мое любимое направление в живописи /современном искусстве – это…
‒ Символизм и функциональный дизайн.
‒ Мое любимый жанр в живописи / современном искусстве – это…
‒ Ретрофутуристическая тематика, наверное.
‒ Мои самые любимые картины /граффити ‒ это…
‒ Ходлер, Пьеро Де Ла Франческо, Сид Мид, генеративный диджитал Рефика Анадола, Петров-Водкин, Борис Григорьев.
‒ Мой бесконечный источник вдохновения – это …
‒ Любовь, сны и музыка.